Личный кабинет
Осторожно, мошенники! Корпоративный риск-менеджмент

Осторожно, мошенники! Корпоративный риск-менеджмент

Корпоративное мошенничество — проблема не только больших корпораций, но и малого и среднего бизнеса. Как избежать и предупредить корпоративные махинации
— читайте в статье. 
61

Корпоративное мошенничество — не всегда громкие скандалы, о которых мы слышим в новостях. Это риск, которому подвергается любой бизнес: поддельные документы и отчетности, договорные сделки, выигранные тендеры и «откаты», коррупция и другие махинации. Компании теряют деньги, а еще доверие сотрудников и партнеров, что существенно бьет по репутации. К тому же, цифровизация и технологии открывают новые возможности не только для роста, но и для новых схем мошенничества.

В этой статье рассмотрим, почему этой проблеме стоит уделять особое внимание и как её избежать.  

Содержание: 

Корпоративное мошенничество в России

— Что такое корпоративное мошенничество

— Виды корпоративного мошенничества

— Компании и корпоративное мошенничество

Как защитить бизнес от мошенничества

Корпоративное мошенничество в России

Корпоративное мошенничество — проблема не только больших корпораций, а любого бизнеса в целом. От этой проблемы страдает также малый и средний бизнес. Если рассматривать российский рынок, то согласно исследованиям, более 60% компаний сталкивались с корпоративным мошенничеством. Среди них чаще всего страдают бизнесы из сферы технологий и digital — 23%, добывающей и энергетической отраслей – 23%, а также розничной и оптовой торговли – 17%. 

Среди МСБ с корпоративным мошенничеством сталкивались 50% компаний, масштабы разные: от хищения офисного оборудования и клеветы в соцсетях до подделки документов и раскрытия коммерческих тайн. Также среди махинаций: слив информации, кража баз данных, раскрытие юридической и технической информации. 

Так, можно сделать вывод, что проблема системная и имеет широкое распространение. Такие служебные махинации наносят прямой финансовый вред бизнесу и особенно это опасно для небольших бизнесов, у которых запасы меньше, чем у крупных игроков. И потеря крупной суммы может поставить под вопрос существование целого бизнеса. 

Что такое корпоративное мошенничество

Корпоративным мошенничеством считается любое умышленное действие, направленное на получение личной выгоды за счёт компании, независимо от уровня сотрудника.

Рядовые сотрудники могут похищать деньги или имущество, завышать расходы компании, а разницу забирать себе, также подделывать документы и даже использовать ресурсы компании в личных целях.

Пример: при инвентаризации сотрудник списывает товар, который на самом деле оказывается качественным, и забирает его себе. Или, например, распространенный пример — хищение денег из кассы. 

Топ-менеджеры и руководители могут злоупотреблять полномочиями, выводить средства через фиктивные контракты, заключать договоры с конкретными компаниями и получать за это вознаграждение, манипулировать финансовой отчётностью.

Среди примеров — вывод средств, когда топ-менеджер заключает сделку с подконтрольной ему компанией на сумму выше, чем есть на самом деле. Так, он выводит прибыль из организации и использует ее в личных целях.

Ключевой критерий корпоративного мошенничества — умышленное нарушение интересов компании ради собственной выгоды. 

Виды корпоративного мошенничества

Давайте рассмотрим основные способы корпоративного мошенничества с упором на российский рынок. 

Финансовые махинации — наиболее распространенный вид мошенничества, который приносит серьезные убытки компаниям и напрямую влияет на их прибыль и устойчивость. Обычно сюда относят три основных направления: 

  1. Подделка документов и отчетности. Сотрудник создают фиктивные документы (договоры, акты выполненных работ и т.д.) для своей финансовой выгоды, чтобы вывести средства с баланса компаний или скрыть их хищение.

    Один из распространенных примеров — «мертвые души», когда деньги выводятся на счета несуществующих сотрудников или третьих лиц под видом того, что это реальный работник, которому выплачивается зарплата.

  2. Необоснованное завышение расходов — ситуация, когда в бухгалтерских отчетах искусственно завышены расходы, например, куплены товары или услуги по ценам, намного выше рыночных. Так, со счета компании выводятся средства, и разница между реальной и завышенной ценой остается в кармане у мошенника.

  3. Манипуляции с налогами и бюджетными средствами. В этом случае данные о доходах, расходах и стоимости активов намеренно искажаются, чтобы снизить налоговые вычеты или скрыть незаконные операции.

    Например, компании могут перечислять деньги фиктивным подрядчикам, а далее деньги выводятся за границу, где их нельзя отследить. Или компания платит большие суммы за «консультационные услуги», которых на самом деле не было — подрядчик существует только на бумаге.

Мошенничество с активами — это любые махинации с имуществом компании. Сюда относятся случаи, когда товар продают выше или ниже рыночной стоимости, списания и выведения товарных запасов, случайные «потери» груза или хищение товаров с целью их перепродажи, фиктивные договоры по заниженной стоимости и т.д.

Среди примеров: сотрудники списывают компьютеры под видом устаревших, несмотря на то, что ими еще можно пользоваться. Или при перевозке частично теряется груз, который на самом деле не доезжает до клиента и остается в руках у сотрудника.

Производственное мошенничество — намеренное завышение объема расходуемых материалов с целью продажи оставшегося сырья или изготовления продуктов из этого сырья для личных целей.

Такие схемы часто встречаются в пищевой или металлургической промышленности. Например, на производстве сотрудник завышает расход металла значительно выше нормы, чтобы затем продать его по своей цене. Одно из громких дел — хищение металлов с Уралвагонзавода. Сотрудники тайно выгружали ферросплавы, чугун и металлопрокат из производственного цена в железнодорожный вагон, и затем перегоняли его на территорию другого предприятия. Так, группе сотрудников удалось похитить имущество суммой более 15 млн руб. 

Мошенничество с персоналом — также один из распросраненных способов получения выгоды: «мертвые души», которые получают зарплату, незаконные премии и так далее. 

Также часто встречается интеллектуальное мошенничество, когда сотрудники похищают интеллектуальную собственность компании – базы данных, наработки, коммерческую информацию с целью перепродать ее конкурентам. 

Как мы видим, корпоративное мошенничество проявляется в разных формах и объемах, а управление рисками и борьба с ним требует системного подхода и постоянного контроля на всех уровнях компании. Управление корпоративными рисками помогает компаниям выстраивать долгосрочную стратегию и снижать вероятность неожиданных убытков.

Компании и корпоративное мошенничество

Часто считается, что корпоративное мошенничество угрожает только большим корпорациям, но на самом деле риски есть у компаний любого масштаба. Схемы и масштабы отличаются, но уязвимость есть у всех: где-то злоупотребляют сложными тендерами и контрактами, а где-то — простыми махинациями с кассой или поддельными документами. Чтобы понять глубину проблемы, стоит рассмотреть, какие компании чаще всего становятся жертвами мошеннических действий и как именно это проявляется.

В крупных корпорациях и госкомпаниях выше риск крупных мошеннических схем ввиду сложной структуры и масштаба бизнеса. Для среднего бизнеса характерны внутренние схемы — кражи, манипуляции с бухгалтерией, фиктивное трудоустройство «мертвых душ». 

Казалось бы, малый бизнес не так интересен мошенникам из-за масштаба и объема, но на деле здесь часто слабее внутренний контроль и регламенты, и поэтому провернуть такие мошеннические схемы также не составит труда. 

Часто компании не замечают факт мошенничества и этому есть несколько причин:

  1. Сложные схемы и махинации с документами, которые на первый взгляд выглядят законно: есть акты выполненных работ, отчеты по расходам и другие документы.

  2. Недостаточный внутренний контроль — редкие процедуры внутреннего аудита, которые могли бы своевременно выявить такие случаи. Например, в малом и среднем бизнесе о таком часто даже не задумываются, а в крупных компаниях такие проверки могут быть формальными, просто «для галочки».

  3. Слабая автоматизация процессов, когда они ведутся вручную и так сложнее заметить нестыковки. Например, часто нет системы отслеживания остатков сырья или движения активов — все записывается на бумаге или в устаревших системах, которые легко взломать или потерять информацию. 

  4. Ещё одна серьезная причина — доверие к сотрудникам. Во многих компаниях руководство строит работу на доверии к менеджерам, отделам закупок и подрядчикам. Это нормально и часто способствует эффективной работе, но именно такая доверчивость создаёт лазейки для мошенников — подделка отчетов, списание, завышенные расходы и т.д.

  5. Репутационные риски и страх раскрытия — сотрудники боятся жаловаться, а руководители боятся раскрывать факт мошенничества, чтобы не потерять доверие клиентов и партнеров. Страх раскрытия делает корпоративное мошенничество «невидимым» до момента масштабного ущерба, когда существование компании может находиться под угрозой. Поэтому развитая корпоративная культура безопасности снижает вероятность мошенничества и нарушений внутри организации.

Грамотно выстроенные процессы позволяют вовремя выявлять риски для бизнеса и снижать их влияние на устойчивость компании. Эффективная защита от корпоративного мошенничества невозможна без специалистов, способных системно управлять безопасностью компании. Курс «Директор по безопасности» помогает руководителям и специалистам освоить инструменты анализа и мониторинга рисков, внутреннего аудита и построения процессов, которые реально минимизируют угрозы для бизнеса.

Как защитить бизнес от мошенничества

Борьба с корпоративным мошенничеством — это системная задача, которая требует комплексного подхода и чёткой организации контроля. Один из ключевых элементов защиты компании — директор по безопасности.

Это сотрудник, отвечающий за корпоративный риск-менеджмент, защиту активов компании и предотвращение внутреннего и внешнего мошенничества. Обязанности директора по безопасности предприятия, независимо от размера и сферы деятельности, включают:

  • Разработку и внедрение комплексной системы корпоративной безопасности.

  • Управление рисками: выявление, оценку и защиту от внешних и внутренних угроз.

  • Обнаружение признаков корпоративного мошенничества и подозрительных действий.

  • Минимизацию уголовно-правовых рисков для компании и её руководства.

  • Проведение внутренних расследований при нарушениях корпоративных правил.

Чтобы эффективно защищать компанию от угроз, важно не только понимать функции директора по безопасности, но и обладать актуальными знаниями и навыками для их реализации. Наш курс повышения квалификации «Директор по безопасности» помогает руководителям и специалистам понимать, как защитить бизнес от мошенничества, а также освоить современные методы риск-менеджмента в компании и противодействию корпоративному мошенничеству, чтобы построить устойчивую систему безопасности, которая работает на реальную защиту бизнеса.

Слушатели курса получают не только теоретические знания, но и практические навыки: управление рисками компании, определение их ключевых индикаторов, прокачивают навыки повышения кадровой безопасности, разрабатывают карты коррупционных рисков и стратегий быстрого реагирования. И, конечно, курс помогает выработать практические меры по защите бизнеса от мошенников и минимизировать финансовые риски для компании.

Так, например, в случае, когда бизнес уязвим к неожиданным рискам, появится возможность разработать систему корпоративного риск-менеджмента, которая позволяет заранее видеть потенциальные угрозы и оперативно реагировать на них.

Пример: благодаря такой системе компания может вовремя заметить попытки мошенничества на складе и предотвратить потери товаров.

А в случае, если есть высокий уровень коррупционных рисков и непрозрачные процессы, здесь поможет внедрение антикоррупционных и правовых мер защиты, а также комплаенс-процессов, чтобы обеспечить прозрачность операций и снизить вероятность махинаций. 

Пример: контроль подрядчиков и поставщиков по новым правилам исключает случаи завышения счетов или фиктивных работ.

После обучения на курсе специалист сможет заранее выявлять потенциальные операционные или финансовые риски для бизнеса и предлагать руководству конкретные действия для их минимизации, разработать систему защиты компании, проводить внутренний аудит, оценку рисков и профилактику нарушений. Также он освоит психологию принятия решений и методы анализа рисков, что поможет принимать обоснованные решения даже в сложных ситуациях. 

Курс повышения квалификации «Директор по безопасности» рассчитан на специалистов и руководителей, которые уже работают в области корпоративной безопасности, риск-менеджмента или комплаенса и хотят углубить свои знания и навыки:

  • Директора и менеджеры по безопасности, внутреннему аудиту и контролю.

  • Руководители отделов риска, комплаенса и юридических служб.

  • Специалисты по управлению активами, закупками и логистике, которые участвуют в процессах, подверженных мошенничеству.

  • Топ-менеджеры, отвечающие за стратегию компании и устойчивость бизнеса.

Корпоративная безопасность — ключевой элемент устойчивого развития и сохранения репутации компании. Обучение на курсе поможет этим специалистам не только повысить квалификацию, но и получить практические инструменты для защиты компании, системного анализа угроз и построения эффективной системы безопасности. А современные методы риск-менеджмента помогают компаниям не только предотвращать угрозы, но и находить точки роста в условиях неопределенности.

Больше интересного
о бизнес-образовании, обучении персонала и саморазвитии — в нашем телеграм-канале.

 

 
Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения редакции.
Сложно выбрать? Напишите, мы поможем!